27
 

Победа со "Сталинградом"

За первую неделю проката в России и странах СНГ фильм Федора Бондарчука "Сталинград" стал самым успешным российским проектом, установив рекордные сборы в рублях среди отечественных фильмов. По прогнозам специалистов, кинолента претендует на попадание в тройку самых кассовых российских игровых фильмов в истории наряду с такими  хитами, как "Ирония судьбы. Продолжение" и "Легенда № 17". 

 

Сам по себе этот факт позволяет о разных вещах говорить. Например, можно себе представить, что зрители купились на имена известного режиссера и хороших актеров (Петр Федоров, Алексей Барабаш, Дмитрий Лысенков, Андрей Смоляков, Мария Смольникова, американский актер Томас Кречман). Или на то, что в основе сценария все-таки по первоначальному замыслу лежит великая книга Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Да и 3D-съемка и IMAX-технологии в фильмах о войне – тоже интересно и привлекают в кинозалы. В конце концов, можно согласиться и с тем, что свою весомую роль сыграла и правильно организованная реклама фильма.

Сталинград. Постер фильма.

И все же не это самое важное. Наш недоверчивый народ одной рекламой не так-то легко завлечь. Наверное, главным фактором, определяющим  успех фильма, является его востребованность для миллионов россиян - без преувеличения. Вернее, востребованность и нужность не столько самого  фильма, сколько именно этой темы – темы Великой Отечественной войны, темы стойкости и героизма нашего народа, тема страдания, нечеловеческого терпения, мужества и - Победы.

 

Можно с очень малой долей риска предположить, что в нашей стране любой фильм о той войне и о той победе  обречен на успех. А если он еще и совсем неплохо сделан, как "Сталинград" Федора Бондарчука – тем более. Ибо он созвучен интересам и желаниям наших соотечественников – еще раз почувствовать себя гражданином великой страны, способной  все преодолеть и все-таки победить. И при этом не растерять среди грязи, крови и боли войны лучшие качества загадочной для врага русской души: способность на подвиг, самопожертвование, любовь.

 


Мы хотим верить в себя и свой народ, в его величие, в его телесную, духовную, нравственную силу – "Сталинград" этому помогает. Мы хотим видеть в качестве образца для подражания не Джеймса Бонда и Стивена Сигала, а простых русских ребят, готовых, если надо, совершить нечто не менее героическое – "Сталинград" тоже за это.  Мы хотим верить в большую и настоящую любовь, даже там, где, кажется, это невозможно – "Сталинград" оставляет такую надежду.

 

При этом нет  никакого смысла даже спорить о том, что данный фильм Федора Бондарчука – отнюдь не шедевр. И "Оскара" он вряд ли получит. Это, конечно, не "Они сражались за Родину", не "В бой идут одни старики" и не "А зори здесь тихие". В фильме, по идее рассказывающем о самом грандиозном сражении Второй мировой, даже серьезных батальных сцен на удивление мало. Но нужны ли они?

 

Более того. Можно много говорить о некоторых исторических несоответствиях и откровенных ляпах создателей. Но, во-первых, не такие уж они и страшные и заметные. А, во-вторых, зададимся простым вопросам: так уж ли это важно? Тут, наверное, обязательно нужно обратить внимание на такой факт. Одной из самых впечатляющих сцен "Сталинграда" стал эпизод атаки на врага охваченных пламенем русских солдат. Когда горящие люди бегут в атаку, а немцы в ужасе отступают. Так вот, естественно, именно такого случая, именно такой атаки в истории Сталинградской битвы не было. Да и события, вокруг которых крутится сюжет, лишь отдаленно напоминают то, что связано с 58-дневной героической обороной знаменитого Дома Павлова в Сталинграде. 

Сталинград. Кадр из фильма.

Ну и у кого поднимется рука бросить в создателей фильма камень за такое "историческое несоответствие" и "вольное допущение"?  Ведь было  в ходе битвы  множество других подвигов, в том числе и подвиг Михаила Паникахи, который действительно вспыхнул факелом от разбившейся бутылки с зажигательной смесью и бросился на фашистский танк, зажав в руках вторую бутылку… И было немало случаев, когда мирные жители оставались в подвалах или квартирах домов, в которых вовсю шли бои – точь-в-точь как в фильме. И цена победы была именно такой – ценой жизни, преодоления и веры.    

 

Поэтому – фильм нужен. В первую очередь – для молодежи. Не только потому, что, может быть, эта самая молодежь благодаря "Сталинграду" хоть немного больше будет знать об истории своей страны. Главное, потому что он дает возможность почувствовать, что ты - часть великого народа великой страны. Сегодня такие минуты бывают очень редкими и потому, наверное, являются особенно ценными.

 


И тут, скорее всего, не столь уж и важно, кто все  это "придумал". Самому Бондарчуку пришла в голову такая идея, или государственная  власть и официальная пропаганда лишний раз озаботились тем, чтобы повернуть наши мысли и чувства в правильную сторону, сферу базовых национальных ценностей, среди которых победа в Великой Отечественной войне – конечно, на первом месте.

Сталинград. Кадр из фильма.

Пусть. Пусть мы хотя бы в кино увидим, какие мы молодцы. И еще есть надежда, что фильм хоть немного будет способствовать патриотическому воспитанию наших людей. Думается, если мы хоть на минуту допускаем (как это допускает одно из известных псковских информагентств), что при опросе  в качестве ответа на вопрос, что для вас означает эстафета олимпийского огня в Пскове, не возбраняется такой вариант: "Возможность прикурить от Олимпийского огня",  мы поступаем неправильно.  Есть некие святые вещи, которых не стоит ерничать и приучать к возможности такого ерничества людей. Фильм "Сталинград" и об этом тоже.

 

Артем САВЕЛЬЕВ

Артем Савельев
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...