4


  • Коротко
 

Путешествие одиннадцатое: пять вёрст земли от царя, раненые хоругви и лошадиная слепота

Чем больше мы ездим по Псковской области, тем больше совершенно фантастических мест я для себя открываю.  Вот и в Невельском районе обнаружилось такое место, которое очень меня поразило и куда очень хочется ещё не раз вернуться. Сии дифирамбы адресованы храму Святого Духа в деревне Плиссы. Он расположен буквально в нескольких километрах от Невеля по направлению на Полоцк. Говорят, что это самая древняя церковь на юге нашей области.

 На фото: храм в деревне Плиссы

Служит тут удивительный батюшка – иерей Павел Вавилов. Он не только выполняет свои обязанности настоятеля, но и занимается исследованием истории этих мест и церкви, собирает архивные данные. По его словам, Плисский погост упоминается в летописях ещё в 1562 году, а вот данных о том, когда и кем был построен храм, пока не обнаружилось.

 На фото: вид с колокольни храма

Зато есть информация о том, что в 1563 году в церковь заезжал Иван Грозный. Царь, так сказать, "заскочил" по пути, когда возвращался из полоцкого похода. Ивану Грозному так всё понравилось, что он даровал церкви по пять вёрст земли во все четыре стороны.

 На фото: отец Павел Вавилов

Правда тогда плисская церковь выглядела немного иначе. Это был однопристольный собор в честь Святителя Николая. Отец Павел пояснил, что собором храм назывался потому, что служил в нём не один священник, а много. К  1834 году в церкви было уже три придела: в честь Сошествия Святого Духа, в честь Бориса и Глеба и в честь Святителя Николая. Кроме того, из описания тех лет следует, что колокольня стояла отдельно от основного здания церкви. Теперь же обе постройки соединены, а о былой обособленности напоминает заложенное окошко на клиросе. О том, когда была проведена перестройка – история умалчивает. К тому же сегодня у церкви уже четыре придела: Святаго Духа,  Бориса и Глеба, Николая Чудотворца и Архистратига Михаила.

 

 Важно ещё и то, что плисская церковь никогда не закрывалась: даже, когда в 1939 году арестовали здешнего священника, в подсобном помещении продолжали жить две монахини, которые не дали разобрать храм. А службы тут возобновились буквально через два года, в 1941.

 

Если сама церковь, можно сказать, без потерь пережила не одно столетие, то вот некоторым, хранящимся тут предметам, повезло значительно меньше. Например, на колокольне висит раненый колокол. Его пробила пуля калибра 7.62. Как говорит отец Павел, такими патронами стреляла винтовка-трёхлинейка, которая была принята на вооружение ещё в царской армии. Такой калибр использовался и во времена Великой Отечественной войны. Так что сказать, когда точно пострадал колокол, сложно. Он сейчас не используется, а хранится тут как историческая ценность. Звонят в храме совсем в другие колокола, в те, которые презентовали церкви в прошлом году.

 На фото: раненый колокол

А ещё тут есть хоругви, тоже подстреленные. Ещё на войне 1812 года. По поводу тех военных действий тут вообще есть одна легенда, естественно, с элементами фантастики.  Есть два варианта предания. По одной из версий, французы пришли в Плиссы, выгнали священника из храма и на ночь завели туда коней. Утром пришли русские войска из Невеля и повоевали французов. Захватчики вскочили на коней, чтобы скорее покинуть эти места, но оказалось, что все скакуны ослепли. По второй же версии ослепли сами французы, когда выгнали священника из церкви. Потом они позвали батюшку обратно и прозрели после того, как он отслужил молебен Табынской иконе Божией Матери. Естественно, такое чудо поразило захватчиков и они покинули Плиссы ничего там не тронув.

 На фото: подстреленные хоругви

Кстати, икону Табынской Божией Матери в плисском храме считают своей. Имеющийся здесь образ датирован аж 1744 годом – именно эта дата выжжена на обратной стороне иконы. Каждый год этот образ выносят из церкви на Крестный ход.

 На фото:отец Павел снимает со стены икону Бориса и Глеба

А однажды в храме совершенно случайно обнаружили на одной из икон Бориса и Глеба очень интересную надпись. Дело было так: обычно на Крестный ход выносили один образ этих святых, но в один прекрасный день сняли со стены другой лик, перевернули и увидели надпись: "1843 год возобновлена сия икона с ризою пожертвована крестьянином из деревни Лутищ Захарем Стефановым". Из этого следует, что образ, так сказать, отреставрировали в 1843 году, а вот когда же он был написан, об этом история умалчивает.

 На фото: надпись на оборотной стороне иконы

Тут вообще иконы очень старые, а что ещё удивительно, оклады у них кажутся золотыми, а на самом деле – деревянные. Уникальны в этом храме и рамки для икон (если, конечно  их можно так назвать). Все они с подставочками для свечей. Отец Павел говорит, что такие конструкции использовались тогда, когда ещё не было электричества в церквях и свечи выполняли функцию осветительных приборов. Тогда, конечно и паникадила висели в церквях не с лампочками, а с лампадками. Местные старики помнят случай, когда в храм приехал  владыка, открыл дверь, ветерок дунул, все лампадки потухли, и стало темно.

 

Чего ещё не увидишь в других церквях, так это икон, украшенных вышитыми рушниками. Отец Павел признаётся, что это не его заслуга: украшательством церкви занимаются прихожане. Именно они следят за тем, чтобы убранство соответствовало отмечаемым праздникам.

 

Особая гордость настоятеля – это старинные церковные книги, изданы они были в основном ещё во времена Екатерины. По словам Отца Павла, в большинстве храмов сегодня ведут службы по репринтным изданиям, а тут – по старинным книгам.  Например, Евангелие, которым пользуется батюшка, было куплено в 1766 году. Ещё в одном издании, которое мне удалось подержать в руках, несколько листов были утрачены, так вот эти странички переписаны вручную. Даже дата реставрации указана: "Писано 1847 года марта 5 дня". Если честно, то держать в руках такие древности как-то волнительно. Они не просто старинные, они ещё и очень красивые: огромные, в шикарных переплётах.  Одно из Евангелий отец Павел недавно забрал после реставрации: у книги были только две корочки и неплохо сохранившийся текст. А теперь по этому изданию можно вести службы, не боясь, что оно рассыплется.

 На фото: отреставрированное Евангелие

Имеется в храме и одно напоминание о Великой Отечественной войне. Это потир (чаша, из которой священник причащает), сделанный из немецкой гильзы. "Что было, из того и сделали, ведь служить-то как-то надо было", - пояснил настоятель. Сейчас этот потир, конечно же, не используется. У отца Павла есть идея заказать в него серебряную вкладку и использовать во время службы в День Победы, 9 мая.

На фото:отец Павел с потиром из гильзы

 Есть ещё кое-что, что здешний настоятель бережно хранит, правда не сфотографировать, не потрогать это нельзя. Это традиции, которые тут передаются непрерывно из поколения в поколения много веков. Как бы высокопарно это не звучало, но отец Павел уверен, что уникальность  Плиссы и здешнего храма именно в этих самых традициях.

 На фото: садки с форелью

Из этого волшебного места мы отправились на одно из озёр, находящееся километрах в 7 от Невеля. В общем-то, в программе посещения для туристов этого места быть не должно. Мы оказались на форелевой ферме. На таком предприятии я была впервые и, чего не ожидала, получила массу положительных эмоций: форель оказалась забавной и очень прыгучей рыбой. Да ещё нас на лодке по озеру покатали. Для любителей рыбы сообщу, что хозяйство принадлежит компании "Агропромресурс", и купить там живую форель можно по цене 250 рублей за килограмм.

 На фото:рыбки

Однако, форель форелью, а нам пора двигаться дальше.

 

Продолжение следует…

Лена ЛЕШКИНА

Елена Лешкина
Версия для печати


Идет загрузка...