3


  • Коротко
 

Взгляд с другой стороны: Транспортная авиация Люфтваффе на аэродромах Псковщины

Практически сразу после захвата аэродромы Псковщины стали использоваться самолетами Люфтваффе. И кроме истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков постоянную прописку на них получили и "воздушные извозчики Вермахта" - транспортные эскадры.

На фото: Junkers Ju.52 из K.Gr.z.b.V. 105 на аэродроме Псков-Запад (Pleskau-West). Аэродром располагался западнее Пскова, недалеко от деревни Камно.
 

Высшим оперативным соединением в люфтваффе был воздушный флот (Luftflotte). Первоначально в составе люфтваффе было три воздушных флота с зонами ответственности на территории Германии. После захвата территорий соседних стран в начале Второй мировой стало пять воздушных флотов. В СССР на северо-западном направлении действовал 1-й воздушный флот. Изначально в составе 1-го люфтфлота была 50-я транспортная группа. В дальнейшем в условиях необходимости воздушных перевозок в него включались различные транспортные группы.

На фото: Junkers Ju.52 на аэродроме Псков-Запад (Pleskau-West), весна 1942 года.

 

На фото: Прилетала в Псков и вот такая экзотика. Летающая лодка Blohm & Voss BV 138 Морской дракон из 108-й боевой группы особого назначения (К.G.z.b.V. 108 Sее)  на Великой. Самолет использовался для вывоза раненых.

 

На фото: Взлет Blohm & Voss BV 138 с Великой.

Наибольшая концентрация военно-транспортной авиации на аэродромах Псковщины приходится на зиму 1941-1942 годов. Дело в том, что 21-го января части Красной армии в результате Торопецко-Холмской операции окружили гарнизон в городе Холм (218-я охранная дивизия, 3500 человек), а 8 февраля в результате Демянской наступательной операции образовался новый котел, под Демянском в окружение попали 6 немецких дивизий, включая дивизию СС "Мертвая голова" (около 100 тысяч человек). Люфтваффе начала операцию по снабжению окруженных войск по воздуху, известную как "Демянский мост".

На фото: Самолеты K.Gr.z.b.V. 600 на аэродроме Коровье Село. Февраль 1942 года.

Первоначально к снабжению окруженных в Холме была привлечена базировавшаяся в Пскове K.Gr.z.b.V. 172. Единственный аэродром у Холма находился в зоне досягаемости советской артиллерии, поэтому снабжение осуществлялось путем сброса контейнеров. Все вылеты осуществлялись с крестовского аэродрома. Контейнеры упаковывала специально организованная группа. В начале февраля 1942-го года в зону действий 1-го воздушного флота прибыло Transportfliegerfuhrer Ost. Его глава оберст Морцик (Oberst Friedrich-Wilghelm Morzik), подчиненный непосредственно командующему флотом, получил в штабе флота, располагавшемся в Острове, следующий приказ: "Перебазироваться со всеми вашими подразделениями в зону действия 1-го воздушного флота, транспортировать вашими подразделениями все необходимые запасы в окруженный Демянск, а на обратном пути эвакуировать из окружения раненых".

На фото: Junkers Ju.52  из I./K.G.z.b.V. 1 на аэродроме Остров. Зима 1942 года.

19 февраля в его распоряжении находилось семь авиатранспортных групп, к концу месяца ему добавили еще четыре группы. Из 4-го воздушного флота прибыла KGr.zbV 105. В начале марта 1942 года в район боевых действий поступило еще пять авиатранспортных групп.

 

Воздушное снабжение Демянска осуществляли главным образом следующие подразделения: K.Gr.z.b.V. 4, 5, 6, 7, 8, 9, 105, 172, 500, 600, 700, 800 и 900.  Главной "рабочей лошадкой" "Демянского моста" стала проверенная "тетушка Ю" - Ju-52. Из "изысков", можно отметить появление под Демянском Ju-90 и Fw-200 (в том числе и личного "Кондора" Гитлера пилотируемого Х. Бауэром). Применялись так же  грузовые планеры DFS-230 (каждый грузоподъемностью в 1 тонну). К месту посадки их буксировали Ju-52 в утренние часы или в вечерние сумерки. Применялись также и более грузоподъемные планеры Go-242, буксируемые Хейнкелями Не-111 из KGr.zbV 5.

 

Основным аэродромом, с которого начинался "воздушный мост" в Демянский "котел" стал Псков-Южный. Отлично оборудованный он мог использоваться как днем, так и ночью, в том числе и в плохих метеоусловиях. Но так как, вряд ли найдется летное поле способное вместить пятьсот машин сразу, то помимо Пскова-Южного, немцы "посадили" свои транспортники на полевые аэродромы Коровье Село, Остров и Псков-Западный. Однако емкость псковского аэродромного узла все равно была недостаточной, что вынуждало использовать более удаленные от "котла" (но зато хорошо оснащенные) аэродромы Риги и Двинска и специально оборудованный ледовый аэродром на акватории Рижского залива. Периодически использовался и аэродром Дно-Гривочки, а в качестве запасной - передовая площадка Тулебля западнее Старой Руссы.

 

На фото: Junkers Ju.52 одной из транспортных групп  и Хейнкель He.111 из KG.4 на аэродроме Остров. Зима 1942 года.

 

На фото: Хейнкель He.111 из KG.4 и группа Юнкерсов» на аэродроме Остров. Зима 1942 года.

 

На фото: Хейнкель He.111 из KG.4 и Junkers Ju.52 из K.Gr.z.b.V. 500 аэродроме Остров. Зима 1942 года.

Начиная с 20 февраля, ежедневно в "котёл" прибывало по 100—150 самолётов, доставлявших в среднем около 265 тонн грузов в день и до 22 человек подкрепления почти в каждом самолёте.

 

Советские войска недостаточно активно противодействовали воздушному мосту. За время существования "котла" (с 19 февраля по 18 мая) немецкая авиация сделала 24 303 вылета, доставив 15 446 тонн (в среднем 273 тонны в сутки) грузов и вывезя 22 903 раненых. При этом потери составили, по одним данным, 265 транспортных самолётов, а по другим — всего 112 машин.


На фото: Junkers Ju.52 из K.Gr.z.b.V. 500 на крестовском аэродроме. 23 мая 1942 года.

21 апреля немцам удалось деблокировать окруженных под Демянском, пробив "рамушевский коридор", шириной 6-8 километров. 5 мая подразделения 411-го пехотного полка 122-й пехотной дивизии вермахта прорвали блокаду Холма.

 

Михаил ТУХ, специально для Псковского агентства информации

Михаил Тух
Версия для печати


Идет загрузка...