3


  • Коротко
 

Некоторые любят погорячей, а флиртуют побыстрей

Любить жизнь по-эстонски учились в минувшие выходные представители нескольких муниципалитетов Псковской области и Республики Латвия. Для этого им пришлось нянчиться с Осликом Иа, симулировать алкогольное и наркотическое опьянение, кататься на пауке, бросаться врассыпную из заглохшего на железнодорожных путях автомобиля, а также играть на деньги с автоматом, который проверяет знание правил дорожного движения.

 

Поющий фонтан в Выру. Вернее, очень выразительно хрюкающий

 

Состоявшаяся в эстонском городе Выру ярмарка под названием "Люби жизнь" стала одним из мероприятий совместного проекта ESTLATRUS TRAFFIC, который реализуется на территориях трёх граничащих между собой регионов с апреля 2012 года.

 

Российскими участниками ESTLATRUS TRAFFIC являются Псковская областная общественная организация "Чудской проект", а также администрации Псковского, Красногородского, Пыталовского и Печорского районов.

 

Руководители этих муниципальных образований привезли на ярмарку начинающих водителей, которые крутят руль не больше двух лет – чтоб так и крутили ещё два, двадцать два, а то и сто двадцать два года без всяких неприятностей.

 

Indrek Koemets

 

Открывая ярмарку "Люби жизнь", руководитель департамента общественного порядка управления дорожной полиции южной префектуры Эстонии Indrek Koemets сказал на трёх языках вот такие неказённые слова: "Очень жалко, когда гибнут молодые люди. И особенно жалко, когда они гибнут из-за того, что не соблюдают правила дорожного движения: превышают скорость, не пристёгиваются ремнями безопасности, игнорируют использование светоотражателей или садятся за руль пьяными. Давайте не только любить жизнь, но и беречь её насколько это в наших силах".

 

После этого собравшимся показали пятиминутный видеоролик с фотографиями погибших только за последний год молодых эстонцев и оперативной съёмкой аварий, которые закончились для них летальным исходом.  Стало очень тихо. Только иногда в гробовой тишине раздавались возгласы на эстонском, русском или латышском: "Нечего себе!", "Ужас".

 

Это ярмарки краски

Дальнейшая программа была максимально жизнеутверждающей. Эстонские дорожные полицейские устроили для посетителей ярмарки множество аттракционов. Все желающие, например, могли прокатиться в специальном кресле, которое имитирует лобовое столкновение автомобиля с бетонной стеной. Правда, на скорости всего лишь 7 километров в час. Но многим и такого потрясения оказалось достаточно, чтобы сильно расхотеть сталкиваться с чем бы то ни было, особенно, на скоростях выше пешеходной. 

 

 

Другая карусель представляла собой вращающий автомобиль. Как тщательно его пассажиры ни пристёгивались к своим креслам ремнями безопасности и как бы крепко сидящий на месте водителя ни держался за руль, все они неизбежно оказывались в крайне неловком положении, из которого надо ещё уметь найти выход.

 

 

Излюбленным развлечением участников ярмарки стали специальные очки, которые имитируют разные стадии алкогольного опьянения, а также последствия употребления наркотиков.  Я не стала размениваться по мелочам и сразу примерила очёчки на 1,5 промилле алкоголя в крови, чтоб прогуляться в них по нарисованной на асфальте мелом кривой дорожке.

 

Окружающие потом утверждали, что я двигалась очень самоуверенно и почти не сбилась с курса, а мне самой казалось, что я вот-вот стукнусь головой о бетонную стену, которая на самом деле находилась метрах в десяти от меня. "Наркотические" очки искривляют пространство ещё более причудливым образом: в них то и дело рискуешь поцеловаться с асфальтом, который кажется таким переливчато радужным, что просто м-м-м…

 

Псковичи играют в поезда

 

Но веселей всего было в железнодорожной палатке. Там нас "рассаживали" по разным вагонам поезда (кто куда пожелает – в "хвост", "голову", "выше" или "ниже пояса"), а потом пускали под откос. Оказывается, при этом выживают только те, кто предусмотрительно выбрал хвостовую часть состава. По словам ведущего игры, он же железнодорожный полицейский, в то время, как первые вагоны уже замолчали, кувыркнувшись с насыпи, в последних плакали и пели… то есть, продолжали потягивать чаёк, слегка расплескивая кипяток из-за резкого торможения.

 

А теперь представьте ситуацию: четыре человека оказались в автомобиле, который вдруг заглох на железнодорожном переезде – прямо на путях: ни туда, ни сюда. Ночь. Судя по нарастающему грохоту, к машине на всех парах приближается скоростной поезд. Водителю автомобиля и каждому из его пассажиров ничего не остаётся, как кидаться в рассыпную. Мы и "кинулись". При этом как самый хитроумный "выжил" только псковский видеооператор Александр Петров, который метнулся не куда-нибудь, а в противоположную движению поезда сторону. Остальных, в том числе и меня, любимую, конечно же, разнесло после столкновения локомотива с автомобилем в клочки.

 

Зато я угадала, как будет называться эстонский "Сапсан". Первому эстонскому скоростному поезду придумали интернациональное название из пяти букв. Как сказал железнодорожный массовик-затейник, это слово особенно понравится эстонским студентам, которые теперь, конечно же, станут называть свои передвижения из города в город на новомодном железнодорожном сленге. Ведь название нового поезда связано с любовью, хоть ею и не является. Оно такое же летучее, как едва зародившееся нежное чувство. Если вы ещё не догадались, что это за слово, узнАете чуть позже, а пока расскажу, что там ещё на ярмарке в Выру было интересного.

 

 

В следующей палатке меня взвесили. Но не в состоянии покоя, а на разных скоростях. Допустим, на скорости в 70 километров в час я вешу 10 с лишним тонн. В общем, вы поняли: тише едешь – ближе к идеальному весу будешь. Сбережёшь фигуру – это уж точно.

 

Тем временем в соседнем переулке желающие выполняли на новеньком Kia змейку, пятясь в горку задом. Тому, кто продемонстрировал лучшее время, потом вручили приз на 100 евро от спонсора – магазина автозапчастей.

 

 

Когда все наигрались в паровозики и накатались на машинках-убийцах, эстонские полицейские показали, как они задерживают нарушителей ПДД. Всё выглядело очень по-киношному. "Нарушитель" так артистично хамил выруским ГИБДДшникам, что они нечаянно съездили ему сапогом по голове.

 

Выскочивший из машины с мигалками страж порядка казался не на шутку разъярившимся, когда хорошо отработанным ударом о бедро (будто стеганул по сапогу нагайкой) развернул свою стереоскопическую дубинку...  Так что порядок на дороге был восстановлен в считанные минуты. А детям (и взрослым, вроде меня) после этого дали забраться в полицейские машины, повключать мигалки, покричать в "матюгальник", а также вдоволь попиликать на сиренах.  Чтоб вы знали, там имеется несколько мелодий на выбор. Как объяснил эстонский полицейский, их переключают не для того, чтоб "сменить пластинку", щадя уши окружающих, а для ещё большего нашего с вами устрашения.

 

 

Тем временем на площади появилась машина, в которую злоумышленники якобы заложили бомбу. Вначале бомбу унюхивала специально натасканная служебная овчарка. А потом обезвреживал робот. Правда, робот оказался глюканутым: до машины-то он добрался без проблем, а вот когда настало время её расстреливать, почему-то завис.

 

 

Мы минут пятнадцать стояли на солнцепёке в ожидании обещанного взрыва: кто - с разинутым ртом, кто -  зажимая ладонями уши… Пока органический эстонский полицейский не пришёл роботу-полицейскому на выручку и не подкрутил ему несколько гаек.

 

В довершение всего, один автомобиль сначала подожгли, а потом очень быстро потушили, а другой – распилили пополам: как бы для того, чтобы вытащить из него пострадавших в ДТП.

 

У наших эстонских друзей традиция

После обеда участники ярмарки разделились. Молодые водители отправились в автошколу на эстафету. Вот там-то они и переваляли по полу плюшевого Ослика Иа, пока на скорость пристёгивали его к детскому автокреслу, а также набегались в "наркотических" очках на короткие дистанции. Зато по завершении состязаний все получили от организаторов призы: кто – рюкзак с эмблемой проекта, кто – подушечку для шеи.

 

 

"Взрослые" гости ярмарки из Псковской области и Республики Латвия в это время знакомились с работой регистрационно-экзаменационного отдела дорожной полиции города Выру. На полигоне возле отдела нас поджидала очень красивая четырнадцатилетняя девочка, которая взяла уже восемь уроков вождения на мотоцикле и смогла виртуозно продемонстрировать нам несколько замысловатых элементов обязательной программы.

 

Игровой автомат для подрастающего поколения эстонских водителей

 

В офисе нам рассказали, как ужесточились правила дорожного движения в Эстонии, как осуществляется подготовка водителей всех категорий и как быстро они могут зарегистрировать купленный автомобиль.

 

 

Латвийским коллегам стало интересно, почём эстонцы продают самые "красивые" автомобильные номера. Оказывается, за номера, типа наших "трёх ольг", эстонские дорожные полицейские берут всего лишь вдвое дороже, чем за какие придётся, – что-то около 400 евро. Иное дело именные номера, номера со словами, аббревиатурами и прочими шарадами. Например, как 111 RUS. За такой придётся заплатить больше тысячи евро. Зато если у вас его скрутят, такой же новый обойдётся не дороже обычного. Тогда как в Латвии пришлось бы платить за такой номер тысячу евро по второму разу.

 

 

Ярмарочный день завершился для партнёров по ESTLATRUS TRAFFIC на затерянном в дремучем лесу хуторе под Выру – в самой что ни на есть эстонской глуши. Хозяева этого гостевого хутора (бывшие педагоги) возрождают там традиции эстонской бани по-чёрному. И даже подали заявку, чтоб эта баня была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальная эстонская традиция.

 

В эстонской бане по-чёрному не только парятся, но и коптят мясо. Правда, эстонские законы не позволяют хранителям национальных традиций торговать этим мясом в магазинах (поскольку оно производится в не совсем стерильных условиях), но гости хутора обычно закладывают это мяско за обе щёки. Как и рукодельный эстонский хлеб.

 

 

По эстонской опять же традиции хозяева обнесли партнёров  ESTLATRUS TRAFFIC бутылью с самогоном собственного производства, после чего нам осталось только взгрустнуть о том, что баня по-чёрному, скорее всего, сохранится в памяти будущих поколений населения планеты Земля как ревностно охраняемая ЮНЕСКО сугубо эстонская экзотика.

 

Все в парк

Утром в воскресенье нас повезли в созданный недалеко от Выру, в Пылваском уезде, парк развлечений. Называется "Эстонский дорожный музей" в Варбузе. Не знаю, сколько народу живёт в этой деревне Варбузе, если население самого Выру составляет 13 тысяч человек, а население Пылвы - около шести. Хочу только заметить: парки развлечений в этой эстонской глубинке такие, что нашему Детскому и не снилось.

 

 

Причём, "дорожный музей" – это в чистом виде государственный проект. Впечатляет от и до, начиная с разнообразных, иногда весьма причудливых, дорожных покрытий.

 

 

Правда, вот эта мостовая из пеньков не очень-то нравится экскурсоводом. По их словам, в сырую погоду она становится скользкой.

 


 

 

Но авторам дорожного музея простительно: они очень старались доказать, что невозможное возможно. И это им во многом удалось. Поэтому у них в детском автогородке растёт пальма, а в ангаре стоят образчики эстонского автопрома.

 

Заместитель главы администрации Печорского района Дмитрий Сопотов на цирковом пауке

 

Вход в Эстонский дорожный музей обходится взрослым в 4 евро, а детям – в 2. Семейный билет стоит 8 евро.

 

 

За эти деньги можно провести в этом парке развлечений целый день и покататься не только на электромобилях, цирковом велосипеде и в почтовой карете.

 

 

В этом музее есть экспозиция, посвящённая истории дорожных знаков, автозаправочная станция, как в фильме "Королева бензоколонки"...

 

 

 ...узкоколейка, ряжевый мост, гать...

 

 

...старинные верстовые столбы, мильные камни, пионерская беседка и магазин потребкооперации со столом, накрытым в стиле иллюстраций из "Книги о вкусной и здоровой пище"…

 


 

 

После такого музея, и правда, хочется любить жизнь по-эстонски.

 


 

 

Это когда обустраиваешь общественные территории не для того, чтобы выполнить техническое задание, а для души, и сберегаешь под присмотром ЮНЕСКО не только старинные здания, небесную линию, но и такое неосязаемое историческое и культурное наследие, как национальные традиции.

 

 

А ещё любить жизнь по-эстонски – это когда даже в сентябрьский зной шестилетняя кроха крутит педали своего трёхколёсного велосипеда, одетая в тщательно застёгнутый мамой велошлем установленного образца. А все автомобили заранее притормаживают, едва занесёшь над проезжей частью ногу.

 

…Когда мы вернулись в Псков, нас встретило известие о страшной аварии в Пустошкинском районе, где накануне ночью столкнулись два пассажирских автобуса. После этого псковичи в очередной раз продемонстрировали свою вышесреднестатистическую суицидальность, когда заново начали спорить в социальных сетях, запрещать ночные пассажирские перевозки или не запрещать, пристёгиваться на пассажирских сидениях в междугороднем общественном транспорте ли не пристёгиваться…

 

Мне остаётся только пожелать вам эстонского жизнелюбия и поздравить со Всемирным днём предотвращения самоубийств, который отмечается сегодня, 10 сентября.

 

А ну да, чуть не забыла: эстонский скоростной поезд будет называться "Флирт".

 

Ольга МИРОНОВИЧ

Ольга Миронович
Версия для печати


Идет загрузка...