17
 

Искусство с испытательным сроком

У нас любят цитировать слова Фридриха Ницше: "Культура — это тонкая яблочная кожура над раскалённым хаосом". Фраза эффектная и предельно точная, ведь Ницще был не только философом, но и поэтом, то есть художником в широком смысле; осознавая и чувствуя хрупкость европейской культуры, он предостерегал всех мыслящих людей от соблазнов окунуться с головой в адское горнило современной цивилизации. Увы, многие афоризмы и пророчества Ницше в XX веке сбылись, и спустя три десятилетия другой немец выдал в массы хлёсткую формулу: "Когда я слышу слово "культура", то хватаюсь за пистолет"*.

 

Прошло немного времени, и "тонкая яблочная кожура" обратилась в горький пепел, на площадях германских городов вспыхнули чадящие зловонным дымом костры из запрещённых книг, а потом в гигантскую топку тоталитарного крематория посыпались и миллионы жизней — раскалённый хаос вышел из берегов.

 

Подобные катастрофические события, к великому нашему прискорбию, происходили не только на родине Гёте, но и в других местностях планеты, в том числе и на родине Пушкина, где уничтожение тонкой прослойки носителей русской культуры пытались (с переменным успехом) оправдать идеологическими задачами строительства передового общества и необходимостью воспитания невиданного ранее вида человека — "гомо советикуса". И во-многом в этих попытках преуспели. Как будто булгаковский профессор Преображенский продолжил свои безумные медицинские эксперименты, скрестил Шарикова со Швондером и получил целый выводок гомункулов, реагирующих на слово "культура" единственным доступным для них способом — пальбой из пистолета.

 

Пусть не буквальной пальбой, но столь же губительной, как и в эпоху "Третьего Рейха". Единственное отличие: индульгенции нынешние чиновники придумывают для себя несколько иные, чем поклонники Гитлера, оправдывая свою борьбу с культурой "благими намерениями" (вроде наполнения деньгами бюджета) и святой убеждённостью, что "искусство — тоже бизнес".

Большаков А. Зимняя палитра. 1983

Поэтому, когда в выставочном зале Псковского музея-заповедника царило всеобщее благодушие, а официальные лица с букетами на перевес поздравляли с "подарком" (то бишь с грядущей безвозмездной арендой мастерских и выставочных залов) в честь тридцатилетнего юбилея создания местного отделения Союза художников, лично я нисколько не обольщался. И я оказался до известной степени прав. Никто просто так, за здорово живёшь, мастерские и залы местным художникам предоставлять не собирался. Видно, слишком привлекательные это адреса: Ленина, 1; Советская набережная, 9.  

Макеев И. Каникулы. 2006

В то время, как художники открывали юбилейную выставку и пребывали в радостном предвкушении банкета, буквально в пятидесяти метрах от музея, в здании Псковской городской Думы, на заседании "междусобойчика" под названием "Комитет по земельным ресурсам, градостроительству и муниципальной собственности" звучали на их счёт совсем иные оценки и суждения. В результате чего родилось принципиальное решение: в безмездной аренде псковским художникам отказать.

Аникеенок А. Моя семья. 1965

Иначе говоря, члены выше обозначенного Комитета, несмотря на разгоревшийся накануне громкий скандал (с угрозами голодовки и акций протеста), рекомендовали коллегам-депутатам разжечь конфликт между муниципалитетом и творческим Союзом с новой силой, вдобавок ко всему поставив в довольно двусмысленное положение и главу города Ивана Цецерского, уже успевшего пообещать художникам "подарок к юбилею".

 

Окончательное решение по этому резонансному вопросу, впрочем, оставалось за сессией депутатов, которая состоялась на следующий день, и ещё раз вскрыла истинное отношение некоторых "отцов города" к местной культуре.

 

Эскалации скандала, впрочем, не случилось, депутаты решили своего спикера не "подставлять", и приняли компромиссное "соломоново решение": помещения под выставочные залы и мастерские художникам отдать в "безвозмездное пользование", но... только "на один год".

 

Как пошутил один из художников после сессии: "Дали условно, с испытательным сроком".

 

Понятно, что данная "отсрочка" фактически является всего лишь отложенным на несколько месяцев "исполнением приговора", который родился в недрах городской администрации и оказался, по существу, очередным "пробным шаром" по выбиванию художников из города.

Москалёв Н. Встреча. 1990

Сегодня художники могут выдохнуть с некоторым облегчением, прекрасно осознавая при этом, что уже завтра им предстоит новая борьба за своё право жить и творить в городе под названием Псков, доказывая чиновникам и жителям, что "художник в здешнем ландшафте — совсем небесполезный зверь".

 

Ну, а у нас появилась возможность отбросить излишние эмоции (вполне объяснимые в ситуации конфликта) и прислушаться к аргументам чиновников и депутатов, убеждённых в том, что художники тоже коммерсанты и обязаны платить по всем счетам.

 

И в самом деле: а может, художники (вернее, некоторая их часть) сами дали повод к тому, чтобы "кумисты" залупили им аренду в 53 раза?

 

Позицию противников "безвозмездной аренды" на сессии Думы выразил депутат Дмитрий Барабанов, заявивший о том, что в "выставочных залах проводятся коммерческие выставки", а это значит, что "художники в состоянии платить арендную плату".

Аникеенок А. Светлячки на старой дороге. 1962

Если перевести с суконного чиновничьего языка на общечеловеческий, то депутат Барабанов (и, кстати, не он один) обвинил творцов в том, что они только "прикидываются нищебродами", а в действительности извлекают из муниципальной недвижимости, находящейся в центре города, немалую "прибыль".

 

И здесь я, скорее, склонен поддержать депутата Барабанова, правда, с одной оговоркой: если вы заикаетесь о некой "прибыли", то называйте реальные цифры: о каких именно "коммерческих выставках" и суммах идёт речь? Соответствует ли "прибыль" предполагаемой коммерческой арендной плате? И кто конкретно из художников получает эту "прибыль" и рассовывает её по своим недюженным карманам?

Захаров Н. Созерцание. 2009

Делать громкие заявления у нас все мастера, а вот добросовестно и тщательно разобраться в проблеме — почему-то недосуг. Отчего господин Барабанов не затребовал у председателя Союза художников бухгалтерскую отчётность по финансовой деятельности организации за минувший год? Наверняка что-то бы любопытное и обнаружил бы?

 

Справедливости ради замечу, что в сложившихся "непонятках" ревизией деятельности Союза художников должно было бы озаботиться Управление культуры администрации города Пскова, однако до недавних пор там царили полные разброд и шатания, а под "культурой" явно подразумевались не выставки, а массовые гулянья народа под пьяную дискотеку и шашлыки.О чём вы, милые? Им бы разобраться, кто динамики на площади для хороводов под новогодней ёлкой будет включать.

 

В местном Союзе художников, между тем, числится 67 членов: 14 из них живут в Великих Луках, четверо - в Пушкинских Горах и Острове, один - в Печорах, и все эти люди вроде как регулярно сдают членские взносы, вот буквально недавно, - я знаю, - собирали по тысяче рублей на "новую дверь". То есть денег от аренды и выставок им явно не хватает.

Тарасевич Э. Семейный портрет. 1992

На "дверь"-то и два окна собрали, да, но, если не лень, зайдите и поглядите: кардинальных перемен в выставочном зале на Ленина, 1 всё равно не произошло. Зал пребывает в жутком состоянии, и это позор Пскова. Окна немытые, штукатурка валится, профессионального света нет, унылость и запустение... На взгляд постороннего — художники отнюдь не жируют.

 

Откуда тогда у депутата Барабанова информация о пресловутой "коммерции"?

 

На моей памяти за последние пару-тройку лет в выставочном зале на Ленина, 1 состоялось как минимум три "коммерческие" выставки. Первая — это выставка пластмассовых моделей движущихся динозавров. Вторая — выставка экзотических зверей. И третья — мемориальная выставка художника Игоря Быстрова.

 

За все эти выставки общественная организация под брендом "Псковское отделение Союза художников России" выручила какие-то деньги. Так не проще ли, - повторюсь, - если уж столь депутатам гордумы приспичило, ознакомиться с подробным бухгалтерским отчётом организации, пригласив нынешнего председателя отделения Союза Виктора Лысюка на очередное заседание Думы или, на худой конец, на комитетский "междусобойчик"?

 

Пускай председатель и отчитается за каждую вырученную от коммерции и потраченную копейку. На то его и избирали товарищи по творческому цеху. 

 

Депутаты наверняка имеют полномочия приглашать арендаторов (тем более, общественников) муниципальной собственности на свои важные "посиделки". Заодно и спросили бы у председателя, сколько денег имеет Союз от художественного салона, торгующего картинами и безделушками, от лавки художника, где продаются краски и подрамники, наконец, от багетной мастерской?

 

Думается, и самим членам местного Союза сия информация была бы интересна, и меньше бы было в городе слухов и кривотолков по поводу и без. А то ведь скоро на Ленина, 1 вновь откроется "коммерческая выставка" экзотических попугаев, а также акул, кенгуру, обезьян и другой живности.

 

Уверен, что многие псковские художники, в ком ещё окончательно не выветрилась  художническая гордость, от очередного "животного перфоманса" под эгидой Союза будут не в восторге и снова побегут в салон - снимать со стен свои полотна, чтобы не пропитались зоопарком. 

 

И удивляться этому цинизму не стоит. Ведь вместо того, чтобы, опять же, всерьёз и дотошно, как и полагается государственным мужам, разобраться, отчего так некрасиво происходит, гораздо проще с грязной водой выплеснуть ребёнка. 

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

 

Примечания:

*Фраза ошибочно приписывается Герингу, Геббельсу и др. Из пьесы "Шлагетер" (1933) немецкого поэта, драматурга и национал-социалиста Ганса Иоста (1890—1978). Ее главный герой — молодой немец Альберт Лео Шлагетер, нацист, казнённый в 1923 году французами, оккупировавшими Рур после Первой мировой войны. Нацистская пропаганда, не без участия Иоста, сделала из Шлагетера "мученика за идеи национал-социализма". В оригинале: "Когда я слышу слово "культура", я снимаю с предохранителя свой револьвер". У пьесы было посвящение: "Написано для Адольфа Гитлера, с трепетным благоговением и неизменной преданностью". На премьере пьесы в Берлине (1933) присутствовал рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Иозеф Геббельс. Цитируется как иронический комментарий по поводу позиции человека, отрицающего гуманистическую ценность культуры и её общественную роль.

 

На фото: репродукции картин псковского отделения Союза художников России с выставки в Псковском музее-заповеднике (декабрь, 2012 г.). 

ARTобстрел от Саши Донецкого
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...