35
 

Аллегория города

На выставке, которая называется "Колонна Позора", собственно колонны, как конструкции, нет. Колонна — своего рода минус-приём, призванный обозначить присутствие так называемой "социальной архитектуры", то есть принципы и законы, по которым существовали европейские города-государства начиная ещё с античности, плюс к тому позволяющий "прицепить" к сюжету некие смыслы (точнее - ре смыслов), актуальные для авторов инсталляции.

Милан, где произошла эта история, жуткая и поучительная для всех и ныне живущих, есть некое глобальное обобщение, абстрактный город, государство вообще, в котором вершится суровый неправедный суд.

В 1630-м году две миланских семьи были огульно, по ложному навету, обвинены в распространении эпидемии чумы. Дома их были разрушены и сожжены, а сами обвинённые были казнены с обычной для того времени жестокостью. Им отрубили руки, тела прицепили к колёсам повозок, и возили по городу, отбивая мышцы и дробя кости людей, перемещённых за грань страдания и позора. Потом на местах разрушенных домов жители установили "Колонны Позора", архитектурные памятники, чьё назначение — напоминать о виновности и неотвратимости наказания. Время и прогресс выявили неоспоримую истину: растерзанные люди не были виноваты в эпидемии чумы, которую распространяли крысы, и с "Колоннами позора" случилась метаморфоза, "Колонны" стали обвинять не обвинённых, а самих обвинителей, напоминая всем нам о бдительности: не всегда большинство, избирающее жертву, является носителем истины, а скорее — наоборот.

 

Авторов инсталляции — американского скульптора Саймона Топаровского и аргентинского живописца Ариэла Соуле — интересуют не только пластические образы жертв, их физического осквернения, сколько сама среда, город и его жители, всегда готовые распять невиновного, дабы оправдать несовершенства социального устройства.

Куратор выставки Энцо Форнаро так сформулировал это извечное противоречие между целеполаганием государства и экзистенцией человека:

 

"Афины приговорили к смерти Сократа, усмотрев в его философии источник собственного безбожия и развращенности своей молодежи. В средневековой Европе охваченные эпидемиями города боролись не с нищетой и антисанитарией, а с ведьмами и колдунами. Иными словами, общество не способно было увидеть источник своих бед в себе самом и находило их в индивидуумах, коих наделяло магическими способностями. Магической же силой наделялся и ритуал изгнания или умерщвления этих "избранных".

 

В этом контексте "Колонна Позора", одинокая и ничего не поддерживающая, а наоборот – свидетельствующая об отлучении маргинала от тела социума, обретает значение необходимой составляющей социальной архитектуры. О том, что Топаровского и Соулe интересует не сама Колонна, а именно контекст или социальная модель, ее порождающая, свидетельствует то, что они не воспроизводят её в своих инсталляциях".

 

Город, представленный Топаровским-Соуле, есть чередование цветных плоскостей и пустот, напоминающих фасады домов, порталы и окна. Вокруг этих конструкций нет отдельных людей, а есть слепая толпа, охваченная паникой, некое месиво из оторванных голов и рук.

"Что касается избранных ею (толпой) жертв, то их расчленённые тела интегрируются в городскую архитектуру и становятся той самой "строительной жертвой", призванной умилостивить духов места и "обновить" существование социального здания", - прокомментировал Энцо Форнаро одну из идей инсталляции, буквально напичканной культурными символами и отсылками, не только к христианству или буддизму, но и к историческим реалиям XIX века.

 

Вся инсталляция, помимо легко прочитываемого предупреждения живущим, есть многосоставный и полисемантический ребус, художественная шарада, в которой ни одна деталь не является случайной, а требует перевода, подробного описания или культурологического комментария.

 

Художественно "Колонна Позора" представляет синтез монументальности и пластической сложности и детализации, где, к примеру, крупные геометрические формы из железа и фанеры, выражающие стены города, соседствуют с весьма натуралистичной плотью, написанной маслом, отлитой из традиционной бронзы или вылепленной из воска.

 

"Как вам кажется, "Дом на Набережной", небольшая псковская галерея, то есть достаточно ограниченное выставочное пространство, подходит для показа столь монументальной инсталляции, как "Колонна Позора"? - Спросил я у куратора проекта Энцо Форнаро, который специально приехал в Псков для монтажа и презентации экспозиции.

Куратор выставки Энцо Форнаро

"Поскольку я уже более 20 лет работаю в России, то более-менее ситуация в провинциальных русских галереях мне знакома,  - ответил Энцо. - И данное пространство можно использовать очень хорошо, оно достаточно функционально, его можно использовать для различных выставок. К счастью, "Колонну Позора" можно представлять как в больших залах, так и в маленьких. Нам удалось адаптировать инсталляцию для этой галереи. Выгодная сторона этой инсталляции заключается в том, что её можно по-разному собирать и по-разному представлять, как конструктор".

 

"Как получилось, что американец Саймон Топаровский, который живёт в Лос-Анжелесе, начал сотрудничать с аргентинцем Ариелом Соуле, который живёт в Милане?"

 

"Несмотря на то, что один художник живёт в Америке, а другой в Италии, они много времени проводят вместе. Каждый из них имеет собственную мастерскую, но ателье Топаровского является ателье Соуле, и наоборот. Именно потому, что они очень много работают вместе. При этом Соуле — живописец, а Топаровский — скульптор, и, кстати, корни у него славянские, его дедушка приехал в Америку из Украины".

 

"А как эта выставка вообще попала в Россию?"

 

"Изначально работа родилась в Италии. Но в 2011-м году в рамках Года Италии в России начала осуществляться программа обмена выставками между двумя нашими странами. И было решено привезти "Колонну Позора" в Россию. Сначала выставку показали в Санкт-Петербургском Музее современного искусства "Эрарта", потом в выставочном Центре "Диалог" в Великом Новгороде, и вот теперь здесь, - в Пскове, в галерее "Дом на Набережной".

 

"А дальше?"

 

"Дальше выставка отправится в Самару под патронажем Государственного Центра современного искусства Михаила Миндлина. Возможно, ещё какие-то будут выставки в России, но последняя точно во Владивостоке, откуда она уже переместится в Лос-Анджелес, поскольку 2013 год объявлен годом Америки в Италии".

 

"Любопытно, а как сами художники относятся к тому, что их инсталляция путешествует по России?"

 

"Им это интересно. Псков — это не первый опыт организации выставок в небольших городах, и это всегда интересно и художникам, и жителям этих городов. Одна из существующих проблем как в Италии, так и в России, заключается в том, что у нас очень хорошо знают классическое искусство. Остановите любого на улице в России и спросите, кого из итальянских художников он знает? Конечно, сразу последует ответ: Караваджо, Микеланджело, Леонардо. Если спросить итальянца о том, что он знает о русском искусстве, тот ответит: иконы, Кандинский, Шагал." Всё, что было между иконой и Кандинским, и после Кандинского — неизвестно. То же самое в России: то, что происходило в искусстве Италии после Караваджо абсолютно неизвестно. Ну, может что-то слышали о футуризме и Маринетти, но это всё. Тогда как на самом деле в Италии после войны было множество движений в искусстве. Таким образом, обмен выставками знакомит нас с современным искусством Италии и России".

Ну, и закончить интервью с Энцо Форнаро уместно ещё одной по-европейски глубокой цитатой из его искусствоведческого сопровождения выставки, поскольку лучше уже вряд ли сформулируешь: "Выстраивая свой театр ужасов, Топаровский и Соуле стремятся, конечно, к экспрессии, а в отдельных местах – даже к правдоподобию, но, в целом сохраняют свой рафинированный, условный и абстрактный стиль. Поэтому "Колонна Позора" воспринимается не как художественная реконструкция исторических событий, а как попытка пластической деконструкции известной модели социальной архитектуры. Попытка, о полезности которой можно (и не нужно) спорить, но оригинальность которой нельзя не признать".

 

Выставка "Колонна Позора" открыта в Галерее современного искусства "Дом на Набережной" (Псков, Советская набережная, д. 9) по четвергам, пятницам и субботам с 15.00 до 19.00.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

ARTобстрел от Саши Донецкого
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...