10
 

Зелёнка под шубой

В Пскове прошёл семинар по ландшафтному дизайну.

- По чему, по чему?

 

Шутка. Это был семинар про любовь. Про укрощение строптивых. Про пикап по-архитекторски. Про королей, которые всё могли, и про садовников, которые хотят, но не на что. И всё это в рамках горячо любимого мною проекта GreenMan — в качестве очередного совместного мероприятия для зелёных менеджеров из Пскова, Тарту и Резекне под условным названием "Семинар по городскому ландшафтному дизайну".

 

С чего начинается Родина

Потому что "ландшафтный дизайн" в Пскове — это как "фугу под шубой". Теоретически, конечно, возможно, но мало кто практикует. То ли дело питерский ландшафтный дизайн. Тамошним городским властям, как выяснилось, и бюджет, и наличие специалистов позволяют. Отсюда то "венецианские", то "парижские" дворики - в старых кварталах Санкт-Петербурга - и дворы как "модели мироздания" — в питерских новостройках для самых обеспеченных.

 

Париж в Санкт-Петербурге.

 

Недавно у наших более продвинутых соседей появилась "новая тема", рассказывал на семинаре заместитель председателя Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга Валерий Николаев, - это высокохудожественное оформление дворового пространства на крышах гаражей.

 

Питерский дворик как модель Вселенной.

 

А ещё он подчеркнул, что власти северной столицы уделяют повышенное внимание ландшафтному дизайну въездных магистралей. Чтобы Санкт-Петербург с его многообразными, в том числе зелёными, достопримечательностями начинался ровно там, где стоит табличка с названием города. А не как Псков, который на въезде со стороны того же Санкт-Петербурга начинается с указателя, за которым автомобиль ещё долго виляет по задворкам цивилизации, пробираясь к урбанистическим красотам областного центра огородами.

 

Как бы вчерашний день ландшафтного дизайна

 

А впрочем, наши-то псковские огороды, как выяснилось на семинаре, куда модней питерских космических дворов. Но об этом чуть позже.

 

Дайте два (миллиона)

Открывая семинар по ландшафтному дизайну, заместитель главы Пскова Александр Копылов сказал, что из всех садово-парковых искусств главным для нас является искусство сбережения городских зелёных насаждений.

 

Александр Копылов и менеджер GreenMan Ольга Василенко.

 

"Будь на то моя воля, - заявил он. - Я бы сделал так, чтобы на месте каждого спиленного старого дерева было посажено два молодых. Но пока почему-то не нашёл общего языка с городским комитетом по благоустройству и озеленению".

 

У партнёров по проекту GreenMan тоже как-то не очень получается находить общий язык с псковскими чиновниками. Администрация города Пскова, вроде как, и встроена в "ГринМэн", но в то же время интересуется им постольку-поскольку. Вот и на этот раз участники семинара по городскому ландшафтному дизайну дольше всего дожидались за своим круглым столом именно псковских чиновников.

 

 

Муниципальные служащие городских администраций двух других участников проекта "Гринмэн" - Резекне и Тарту — с утра пораньше явились предо мной, как лист перед травой. А бейджики их псковских коллег так и пролежали на столе регистрации почти до вечера, пока уже к самому его закрытию на семинар не подоспела и. о. начальника управления городского хозяйства Анастасия Дешкина и не проинформировала партнёров по проекту, что "невзирая на сложности", администрация Пскова находится "на завершающем этапе подготовки всей необходимой документации".

 

 

…После этого "сложностей" у городской администрации стало ещё больше, потому что повалил снег и безостановочно валил целые сутки. Если он и заставил кого-то из чиновников из УГХ позеленеть, то, конечно же, совсем в другом смысле.

 

К тому же организаторам семинара так и не удалось продемонстрировать гостям из Тарту и Резекне образчики псковского ландшафтного дизайна. Запланированная экскурсия в Детский парк накрылась сами знаете чем. И что там под этой снежной "шубой" – селёдка или фугу – заграничные ландшафтные дизайнеры так и не поняли. А расспросить у городских чиновников, которые появляются на совместных мероприятиях ГринМэна эпизодически, не успели.

 

А между тем топ-менеджеры других муниципалитетов мира относятся к проблеме городских зелёных насаждений гораздо более трепетно. Например, новый мэр Нью-Йорка, может, только за счёт того и победил на выборах, что пообещал своим избирателям посадить к марту 2015 года 10 тысяч деревьев — рассказывал профессор Эстонского университета естественных наук Март Кюльвик.

 

Кстати, Нью-Йорк, как и многие другие мегаполисы, вот уже четвёртый год подряд участвует во всемирном общественном движении "Миллион деревьев". На специальном сайте имеется счётчик, согласно которому, на момент проведения в Пскове семинара по ландшафтному дизайну, нью-йоркцы посадили уже 631 тысячу деревьев.  И всё равно по части озеленения мы с нью-йоркцами проживаем в странах "третьего мира". Потому что пока улицу Ленина в Пскове "санировали" от "лишних" клёнов, а на Таймс-сквер вкапывали всего только 631 тысяча первое дерево, Шанхай уже благополучно замахнулся на свой второй миллион деревьев.

 

Вегетонет

В Эстонии поступили мудрее. Тамошние власти не стали полагаться на истовых гринписовцев, а издали федеральный закон, обязывающий чиновников целенаправленно и планомерно создавать разветвлённую зелёную сеть в каждом муниципальном образовании.

 

Просто эстонцы считают, что негоже возделывать сад в одном, отдельно взятом, Тарту, которому повезло участвовать в проекте "ГринМэн", если в других городах никто не считает себя обязанным высаживать на месте каждого уничтоженного дерева два новых. Ведь в таком случае государственный организм, может, и будет дышать полной грудью за счёт посаженных псковичами и резекненцами тартуских ольховых аллей, но всё равно рискует пострадать от гангрены в какой-нибудь бывшей промышленной зоне, которая "заросла" отнюдь не цветочками, а, например, цементными блоками.

 

В общем, эстонцы решили, что их стране необходима единая зелёная система, наподобие кровеносной. По их мнению, бесполезно вкапывать где ни попадя мильон новых деревьев, если одновременно не создаются хабитаты как среда обитания для животных, без которых искусственные островки природы так и останутся крапинками зелёнки на нездоровом теле больших городов.

 

По словам Марта Кюльвика, к 2013 году каждый из 240 "с чем-то там" муниципалитетов Эстонии обязан будет создать свою многофункциональную и жизнеспособную зелёную сеть. В итоге должен получиться своего рода зелёный эстонский Внутринет – пускай не глобальная, но тоже вполне себе паутина, доступная каждому по месту работы и жительства.

 

Так парк или паркинг?

Строго говоря, заметил на это эстонский ландшафтный архитектор Сулев Нурме, мы вполне могли бы обходиться и без городских зелёных зон. Ведь парки не нужны ни для удовлетворения наших пищевых, ни для удовлетворения наших сексуальных потребностей, нам от них ни тепло, ни холодно.

 

Слайд из презентации Сулева: Устойчивый подход к восстановлению старых парков.

 

Да, от количества и качества парков зависит продолжительность жизни горожан, но главное, для чего эти зелёные зоны, действительно, необходимы, — это наше ментальное здоровье, уверяет Сулев. Как ни крути, человеку необходимо общаться с природой и ещё более важно получать от этого общения эстетическое удовольствие.

 

Только вот парки уже не те, что были в старину, сокрушался латвийский ландшафтный дизайнер. Мы ведь не баре, чтоб устраивать себе версали. Сейчас только попробуй, разбей в каком-нибудь "общественном пространстве" классический английский газон - налогоплательщики сразу же завозмущаются: почто это власти транжирят народные деньги. Ведь такие газоны по нынешним временам — непозволительная для муниципальных бюджетов роскошь.

 

 

Прошлогодний псковский опыт это, кстати, вполне подтвердил: приобретённые для Детского парка трявяные рулоны, если помните, оказались куда привередливее клумб и пожухли, несмотря на все усилия Зеленхоза сохранить их первозданную свежесть. Как-то не получилось из них "хабитатов".
 

 

С дворовыми псковскими "хабитатами" тоже не всё слава богу: некоторые их обитатели из отряда приматов вообще против зелёных зон. Не нужны им парки ни в каком виде, даже в миниатюрном, им подавай паркинги.

 

В любом случае Сулев придерживается такого мнения: если есть возможность либо ничего не делать с общественными зелёными пространствами, либо благоустроить их кое-как, то лучше сэкономить. Помните, как учил дендролог Эдгарс Нейландс? Не знаешь как поступить с городским растением — лучше не трожь.

 

Растёт груша - нельзя рушить

Судя по докладу Нины Истоминой, которая является экспертом проекта "ГринМэн" со стороны Псковского государственного университета, предки нынешних псковичей заботились о своём ментальном здоровье куда лучше нашего. Старинные парки Пскова сегодня выглядят далеко не такими ухоженными, как встарь.

 

Ботанический сад в Пскове.

 

Например, псковский Ботанический сад уже и вовсе не выглядит ботаническим. Тем, кто занимается его "санацией", похоже, вообще невдомёк, что это бывший музей деревьев, поэтому они могут запросто выкорчевать за "ненадобностью" несколько раритетных уссурийских груш, но сохранить растущие вперемежку с ними банальные липы.

 

Он же.

 

Напоминаю, благодаря проекту "ГринМэн" у Пскова наконец-то появились средства, чтобы по крайней мере подготовить проектно-сметную документацию для возрождения некогда пышного Ботанического сада. А там, может быть, городские власти найдут деньги и на осуществление этого проекта. Как бы то ни было, псковские учёные уже занялись инвентаризацией растущих в окрестностях Зелёного театра деревьев. А значит, процесс пошёл.

 

Ищут пожарные, ищет милиция… Вокруг и около рижского дурдома

А нам пока нашлось чему поучиться не только у тартуских городских "лесничих", но и у ландшафтных дизайнеров из Риги, которые начинают каждый свой проект с того, что уходят в народ. И делают они это не от дефицита общения, а опять же потому, что у них, как и у эстонцев, такие интересные законы.
 

 

Илзе Рукшане.

 

В частности, на семинаре в Пскове Илзе Рукшане из рижского "ателье" ландшафтного дизайна рассказала, как они создавали рекреационную городскую территорию на месте бывшей промзоны, где ещё к тому же была построена психбольница, которую прежние власти явно хотели упрятать с глаз подальше.

 

Это была операция по "реанимации" весьма популярного, но в то же время очень проблемного общественного пространства. Гораздо более проблемного, чем набережная реки Великой. Но рижские ландшафтные архитекторы с ней справились, потому что подстелили себе соломки. Илзе объяснила как.
 

 

Чтобы реакция горожан на готовый проект не выражалась, как это чаще всего бывает, в улюлюканье, надо договариваться с ними заранее, - убеждала нас рижская гостья. Хотите заручиться поддержкой общественников - постарайтесь вовлечь их в процесс, ведь они никакие не враги ландшафтных архитекторов, а союзники, и тоже хотят как лучше. При этом Илзе предостерегла от формального анкетирования местных жителей и завсегдатаев неблагоустроенных общественных пространств. Ведь ландшафтному исследователю общественного мнения нужны не кипы заполненных бланков, а картина маслом.

 

Ландшафтный дизайн методом вовлечения.

 

Куда лучше обратиться, чтобы собрать всю необходимую информацию? Например, в ближайшую библиотеку, в местное отделение полиции, даже к пожарным. Илзе сама удивилась, какими эти пожарные оказались словоохотливыми и сколько они накопили ценных наблюдений по интересующим её вопросам.

 

В общем, это было очень глубокое "социальное погружение". Архитекторам помогали даже дети. Их просили оббежать предназначенное к разработке общественное пространство и рассказать, что им там понравилось, а что — нет.

 

В результате у ландшафтных дизайнеров сформировалось "ощущение места" не по Гуглу. Они поняли, где находится смысловой центр изучаемой ими территории и где самые облюбованные её завсегдатаями участки.

 

Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас

 

Тем временем местные жители так втянулись в эту дискуссию и почувствовали себя настолько сопричастными готовящемуся в недрах "ателье" проекту, что сначала устроили в своей промзоне субботник, а потом даже создали по собственной инициативе НКО.

 

"В общем, это получилась история совсем не про деньги, а про любовь", - подытожила Илзе. И мы ей поверили. Как поверили ей и её коллегам по ландшафтному "ателье" обитатели той самой территории вокруг психбольницы, которая теперь превратилась в новомодную рекреационную зону. И которую они теперь сами же развивают и поддерживают — благодаря уже не одному, а нескольким созданным под впечатлением от этого проекта общественным организациям.

 

Love is…

Потрясённая рассказом рижанки Илзе Рукшане псковский архитектор Лариса Нуколова тоже призвала псковских зелёных менеджеров и ландафтных дизайнеров к любви. "Пускай не ко всему человечеству", но хотя бы в той мере, которая способствует взаимопониманию.

 

"А то, когда мы встречаемся друг с другом на разных совещаниях по обустройству общественных пространств, мы почему-то забываем это слово — "любовь", - заметила она.

 

 

Лариса Нуколова является автором проекта реконструкции дендропарка возле Мирожского монастыря. Напомню, что для непосвящённых именно изменившийся в лучшую сторону мирожский парк должен стать самым зримым результатом "ГринМэна".

 

 

"Я не хочу называть это словом "реконструкция", - предупредила Лариса Нуколова. - Это будет ремонт и благоустройство". Но с огромной, по её словам, любовью к совершенно особенному и очень дорогому для каждого истинного псковича месту.

 

 

Сегодня там возникли несанкционированные не только свалки, но и парковки, даже стоянка для туристических автобусов, дорогу к монастырским воротам развезло от колёс большегрузного транспорта, спуск к древней обители с улицы Горького в такую снежную пору, как сейчас, лучше всего преодолевать на пятой точке, парк настолько зарос деревьями-сорняками, что они заслоняют прекраснейший вид на Троицкий собор, к тому же в вечернее время в этих зарослях небезопасно, ведь эта территория не только не охраняется полицией, но и не освещается.

 

 

Лариса Нуколова предлагает получше обустроить вытоптанные в мирожском дендропарке тропинки и необходимые для ухода за ним подъездные пути, "немного укрепить" береговую линию пруда булыжником, устроить там мостки для кормления уток и рыбалки, а также чуть более изящно оформить бетонные оголовки торчащих у водяной кромки труб.

 

 

По её замыслу, само это благоустройство должно нести в себе воспитательный момент. Потому что одними запретительными знаками ничего не добьёшься. Но власти могут и должны воспользоваться предоставленным ГринМэном шансом, чтобы продемонстрировать более трепетное отношение к этой территории и тем самым подать народу пример.

 

Свято место

Представленный на семинаре по ландшафтному дизайну Институт регионального развития в лице Юрия Стрекаловского попробовал было применить к проекту реконструкции мирожского дендропарка практикуемый рижанами принцип "партиципации" (от франц. participation — соучастие, вовлечённость).

 

 

Оказывается, Юрий уже проинтервьюировал общественность и выяснил, например, где лучше всего устроить "зону барбекю"...

 

Проблема только в том, что на сей раз "партиципировать" следовало бы не монахов, которые попались на несанкционированном сливе в речку Мирожку канализации, и не местных любителей барбекю, а специалистов по охране памятников. Хранители псковского наследия уже и так переполошились, переживая, как бы будущий дендропарк возле Мирожского монастыря и в самом деле не реконструировался бы невзначай в излишне оживлённое общественное пространство со множеством буйных "практик", типа воскресных пикников. Ведь это прежде всего охранная зона, напоминают они, и надеются, что администрация города Пскова как заказчик проекта об этом не забудет. В смысле, не забудет, что проект реконструкции дендропарка возле Мирожского монастыря нуждается не только в общественном обсуждении, но и в специальной экспертизе.

 

 

Анастасия Дешкина пообещала, что заказ на проведение реконструкции мирожского дендропарка будет размещён на сайте госзакупок уже в начале 2013 года, чтобы уже к лету на указанной территории закипела работа. К тому же она рассказала, что в качестве бонуса к этому проекту администрация города взялась профинансировать строительство сетей освещения парка. Знающие люди опять же запереживали, какими будут эти мирожские фонари и не повредят ли они восприятию самого ценного псковского архитектурного памятника.

 

В общем, как говорит эстонский архитектор Анна-Лиза Унт, ландшафтный дизайн ни в коем случае не должен восприниматься как создание чего-то "симпатичного". По её словам, это, скорее "оркестрирование". Причём, дирижировать-то приходится и главным по тарелочкам, которому предстоит исполнить одну-единственную ноту, и первой скрипкой, под которую иногда приходится плясать и самому дирижёру.

 

А ещё признанные зелёные архитекторы из ближнего зарубежья предупреждают, что грамотный городской дизайн всегда предусматривает продуманную до мелочей стратегию поддержания его в задуманном художником виде. Чтоб всё было красиво не только на картинке.

 

Псковские аватары

Кстати, о картинках. Как вам уже должно быть известно, в рамках проекта GreenMan будет разработана новая электронная геоинформационная система управления городскими зелёными территориями. А кроме того, менеджер GreenMan Сергей Тимофеев познакомил участников псковского семинара с некоторыми популярными компьютерными программами для моделирования и визуализации ландшафтных проектов. В том числе с программой, которую Джеймс Кэмерон использовал для создания своей Пандоры.
 

 

Продолжая оппонировать организаторам семинара, Юрий Стрекаловский указал на потенциальную опасность подобного программного обеспечения. По его мнению, это один из способов вводить заказчиков и общественность в заблуждение.

 

Он привёл в пример скандал с трёхмерной презентацией проекта реконструкции пешеходной зоны на пересечении улиц Ленина и Пушкина в Пскове. В том мультфильме присутствовали взрослые деревья "неопределённых пород", "посаженные" тут и там на тех местах, где сегодня их нет и в помине.

 

По словам Юрия Стрекаловского, позже выяснилось, что эту визуализацию выполнял некий студент, который по своему усмотрению добавил в трёхмерную картинку всяческих монументальных растений. Видимо, для красоты. Когда же специалисты вникли в проектную документацию, то обнаружили, что на самом деле растительности на предназначенном для реконструкции участке станет ещё меньше, чем сейчас. Потому что авторы проекта запланировали выкорчевать чуть ли не 70% растущих там деревьев и даже те, которые сформировали кромку самого первого псковского общественного зелёного пространства, называемого нынче Кутузовским сквером.

 

 

А ведь этот сквер, напомню, был создан на пожертвования горожан, и многим немультяшным деревьям, которые в нём произрастают, уже больше ста лет.

 

 

"Но во время трёхмерной презентации всё выглядело очень аттрактивно".

 

Юрию Стрекаловскому, конечно, объяснили, что виноваты не компьютерные программы, а недобросовестные исполнители проекта, а также сам заказчик, который не потребовал от подрядчика, чтобы все элементы визуализации были реалистичными.

 

 

И всё равно рижанке Илзе из дизайнерского "ателье" все эти копьютерные ландшафтные бродилки не понравились. Она сказала, что и сегодня самой большой ценностью любого архитектурного проекта является умение его авторов рисовать от руки: "Поверьте, заказчик это оценит, и будет обращаться к вам снова и снова".

 

Сама садик я садила

Координатор проекта "Зелёное управление" из Эстонского университета естественных наук Екатерина Балицка и профессор того же университета Фридрих Кульмар также много рассуждали об "укрощении неукротимого", имея в виду природу, которая демонстрирует свой строптивый характер даже в гнетущей её городской среде. Они привели много примеров того, как зелёные художники пытаются найти золотую середину между всегдашним стремлением человека к упорядоченности и такой же неизбывной людской страстью ко всему естественно необузданному и дикому.

 

Мол, одни ландшафтные дизайнеры, чтобы преодолеть это противоречие, оставляют в своих изысканно окультуренных зелёных пространствах нетронутые секатором островки дикой природы. А другие, наоборот, устраивают всё таким образом, что человек чувствует себя гостем на этом празднике жизни и испытывает невероятное облегчение, обнаружив в густых зарослях колючего чертополоха вожделенную скамейку, или, ещё лучше, – спасительную беседку.

 

А как прикажете бороться не с дикой природой, а с дикими горожанами, спросил у эстонских учёных неугомонный Юрий Стрекаловский. И рассказал, как некоторые, особенно "вовлечённые" в процесс граждане сводят на нет все усилия не только ландшафтных дизайнеров, но и управления городского хозяйства. Например, когда протаптывают на газонах удобные им тропинки или разводят на клумбах огороды. У Стрекаловского, как оказалось, имеется даже целое исследование на тему несанкционированных городских огородов, которые его ужасно возмущают.

 

- Но это же прекрасно! – восхитились эстонские ландшафтные дизайнеры. По их словам, это сейчас такой модный тренд – "городское сельское хозяйство". Только вот никто в Европах толком не знает, как воплотить его в жизнь, а псковичи, выходит, уже и сами сообразили что к чему.

 

Там, на неведомых дорожках

Что касается тропинок, которые люди протаптывают вопреки замыслу проектировщика, то в этом отношении зелёные архитекторы Эстонии и Латвии оказались заодно с профессором Вернадским, который, как известно, практиковал "партиципацию" задолго до проекта "ГринМэн".

 

Напомню, когда он построил свой знаменитый институт, то ещё какое-то время не разрешал асфальтировать возле него дорожки или вскапывать газоны. Он ждал, пока люди сами проложат к новому зданию наиболее удобные для них маршруты, и только после этого позволил обустроить также и территорию вокруг.

 

Современные ландшафтные дизайнеры считают для себя успехом, если созданная ими зелёная территория активно используется. Они, конечно, тоже огорчаются, когда люди приходят в придуманные ими парки для того, чтобы пить там пиво и разбрасывать бутылки с окурками. Но при этом готовы посыпать голову пеплом, признавая и свою вину в том, что посетители не поняли их художественного замысла, или заранее им не прониклись, чтоб беспокоиться о сохранности городского пейзажа не меньше его авторов.

 

Чтоб усилить взаимодействие с потребителями, если их можно так называть, городских пейзажей, Эстонский университет естественных наук разрабатывает интерактивную карту зелёных зон Тарту. Скоро каждый житель этого стотысячного эстонского города сможет оставлять на ней свои пожелания и предложения. Или пожаловаться на непредусмотрительных ландшафтных дизайнеров с городскими "лесничими". 

 

Трудности перевода

Хочу отметить, что псковский семинар по ландшафтному дизайну  был всего лишь вторым по счёту большим совместным мероприятием в рамках международного проекта "ГринМэн". Но многие его иностранные участники уже заговорили по-русски. Например, Екатерина Балицка из Эстонского университета естественных наук, которая, по её словам, крайне редко получает возможность выступать с докладами на русском языке. За что она выразила организаторам семинара огромную благодарность.

 

Ландшафтный архитектор Сулев Нурме на прощание тоже попросил псковичей русским языком.

 

У него получилось не очень внятно, но зато проникновенно. Попробую воспроизвести.

 

 

"Я много раз ездил через Псковскую область и знаю, как много вокруг вашего города, и не только вокруг вашего, но и вокруг всех городов России огромных зелёных массивов, - сказал он. - И я понимаю, что вам кажется, будто этого вполне достаточно. О, кей, вы же всегда можете выехать на природу, которой у вас так много, зачем вам городские зелёные зоны, да? Но разве можно жить одним днём? Мы обязаны работать и на будущее тоже".

 

Посчитали - прослезились.

 

А в этом будущем, пробовал убедить нас Сулев, нам и нашему "ментальному здоровью" без городских зелёных насаждений, как и без грамотного управления ими, будет уже невмоготу.

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации. В публикации использованы иллюстрации из материалов семинара.
 

Ольга Миронович
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...