Путешествие девятое: пироги, сирень и мужчина в белом
Теперь я приглашаю вас в Любенск (с удивлением для себя узнала, что ударение в названии этого местечка ставится на второй гласный). Впервые в Любенск Николай Андреевич Римский-Корсаков вместе с семьёй на лето приехал в 1907 году, тогда ему было 63 года. Дом они сняли у Александры Викторовны Бухаровой, которая к тому моменту задумалась о продаже имения. К концу лета композитор договорился с владелицей о покупке усадьбы. За 13 тысяч 500 рублей Римские-Корсаковы получили дом и 8 гектаров земли. На следующий год семья композитора уже приехала на свою собственную дачу. По этому поводу Николай Андреевич написал: "Мама и дети хлопочут по хозяйству, а я смотрю и радуюсь: как приятно иметь собственность, да при том такую замечательную. Никакая наёмная дача не идёт ни в какое сравнение с собственной!".
Эту усадьбу в годы Великой Отечественной войны постигла та же участь, что и многие другие в Псковской области, - она была сожжена. Потому подлинные, то есть "видевшие" Николая Андреевича, тут только фундаменты и каменные здания. Усадебный дом восстановлен по фотографиям и сохранившимся чертежам, поэтому тут есть некоторые разногласия. По одной из версий дом был именно таким, каким он является сейчас, по другой – он был несколько меньше, якобы, часть постройки, где располагались хозяйственные помещения, была короче. Несмотря на то, что огонь уничтожил практически всё, в Любенске, как и в Вечаше, достаточно предметов, принадлежавших композитору. А вот вид парка никаких споров не вызывает – он такой, каким был при Николае Андреевиче. Но обо всём по порядку.
Когда мы вошли в усадебный дом, там изумительно пахло пирогами, от чего ощущение, что ты приехал в музей, пропало. Казалось, что мы просто зашли в гости к Римским-Корсаковым, только семейство куда-то отъехало. Оказывается, работники музея частенько встречают гостей пирогами и чаем, но для этого нужно сделать предварительную заявку))). В тот день в усадьбе ждали иностранных туристов, которые очень любят местные пироги с творогом и ревенём.
Сначала мы посетили кабинет директора Любенска и Вечаши Евгения Барканникова. Выглядит он совсем не как место обитания современного начальника. Там тоже стоит мебель эпохи Николая Андреевич Римского-Корсакова, из XXI века там только оргтехника. Ещё в кабинете Евгения Николаевича висят афиши о концертах Ольги Фаворской – пра-пра-правнучки композитора, фотографии со съёмок фильмов, которые проходили в Любенске и Вечаше, стихотворное послание от потомка Николая Андреевича музейщикам, в котором он пишет, что Римский-Корсаков наверняка остался бы доволен тем, как сейчас живёт его усадьба.
Кстати, о фильмах. Одной из картин, которые тут снимали, был сериал "Диверсант. Конец войны". Конечно, тут отсняли не весь сериал, а только значительную часть четвёртой серии. Кое-какие подарки киношников до сих пор украшают усадебный дом в Любенске. Например, шторы. А вот целую казарму, которую построили для съёмочного процесса, пришлось разобрать. Тут же отснял свою "Ветку сирени" о Рахманинове и Павел Лунгин.
А теперь предлагаю прогуляться по дому и парку. Экскурсию мы начали на террасе, откуда открывается вид на парк и "заросли" сирени, которая тогда как раз цвела. Эх, это было только самое начало лета, а сейчас… даже как-то по комарам уже начинаю скучать)))).
Так вот, с террасы открывается вид на часть парка и … Вечашу. Перед домом - несколько клумб с пионами, дальше – овальный пруд, а за ним – линия кустов сирени. От террасы к пруду уходит дорожка, которая огибает его и снова возвращается к дому, превращаясь в аллею акаций, завершающуюся с обратной стороны здания у парадного крыльца. Вдоль этой тропинки растут дубы, то есть росли при Николае Андреевиче. Сейчас их осталось только 8, но этим могучим деревьям уже по 200 лет, а может быть и больше. Между дубами стоит скамейка, она была там и при жизни композитора.
Мы стояли на террасе с нашим замечательным экскурсоводом Раисой Алексеевой, и она предложила представить, как Николай Андреевич, став по обыкновению рано утром, прогуливался по этой части парка в своём белом люстриновом пиджаке и синей кепке. Совершив круг, он возвращался домой по аллейке, окружённой акациями, и заходил в дом с парадного крыльца. Сейчас в коридорчике, который тут называют стеклянными сенями, разместилась экспозиция, рассказывающая не столько о композиторе, сколько о прежних владельцах усадьбы Бухаровых, о восстановлении дома и превращении его в музей. В основном, конечно, тут размещены фотографии, но есть и несколько интересных предметов. Например, Додоновы пушечки. Это как раз напоминание о прежнем владельце генерале-майоре Русской армии Николае Ивановиче Бухарове. Эти пушечки когда-то стояли как украшение на улице, потом они пропали, а когда стали создавать музей, то пушечки нашлись, одна из них оказалась вообще утопленной в пруду.
О семье Римских-Корсаковых в стеклянных сенях напоминают дорожные сундуки и корзинки. Оказывается, что композитор и его родные частенько ходили за грибами в ближайшие леса, а между детьми даже устраивали соревнования – кто больше грибов наберёт.
Можно предположить, что после прогулки композитор отправлялся в свой кабинет. Как и в Вечаше, это самая маленькая комната в доме с окнами на северную сторону. Как и в Вечаше, в кабинете композитора в Любенске нет инструмента. Оказывается, Николай Андреевич сочинял музыку, так сказать, на бумаге, а окончив произведение, собирал своих близких в зале и исполнял его. На столе в кабинете разложены ноты, книги, перья, фотографии. Кажется, что композитор буквально только что вышел из этой комнаты.
Из подлинных вещей тут имеется папиросница и карандаш, которые подарила Николаю Андреевичу его супруга. К слову, в мае этого года потомки композитора передали в коллекцию музея золотое перо Римского-Корсакова, когда мы были в Любенске, эта реликвия находилась на показе в Псковском музее-заповеднике, но её обещали передать в усадьбу композитора. Ещё кабинет Римского-Корсакова украшают несколько портретов его супруги. Один - карандашный, его нарисовал брат Надежды Николаевны, второй – силуэт, который "на скорую руку" выполнили уличные художники в Париже. Есть там и фотография с детьми, говорят, что композитор её очень любил и везде возил с собой.
Следом за кабинетом в дачном доме в Любенске располагается гостиная. Тут уже есть и рояль, но, конечно, не тот, на котором играл Николай Андреевич. Из подлинных вещей семьи композитора в гостиной имеется альбомчик, принадлежавший невестке Римского-Корсакова Ольге Беляевой. В этот альбом она записывала стихи любимых поэтов. Есть тут ещё шкатулочка для рукоделия, которая тоже принадлежала Римским-Корсаковым. По словам нашего экскурсовода, в семье рукоделием занимались все – и мальчики, и девочки. Стол в столовой в Любенске и сейчас украшает скатерть, выполненная младшей дочерью Наденькой, и салфетка, которую сделал сын композитора Владимир.
Ещё одна любопытная вещица – это стереоскоп. Такой агрегат, который позволяет воспроизводить слайды, причём даёт объёмное изображение. Привезли его Римские-Корсаковы из Франции, тогда это было достижение технической мысли. Много лет стереоскоп в музее не работал, но в прошлом году правнук Николая Андреевича его подремонтировал и теперь туристы могу посмотреть слайды, только вот объёмное изображение этот агрегат по-прежнему не даёт.
Прямо из гостиной можно попасть в столовую. Как рассказала наш экскурсовод, за большим столом семья собиралась несколько раз в день: во главе садилась хозяйка дома – Надежа Николаевна, по правую руку от неё – Николай Андреевич, а дальше – дети и внуки. Особенно вспоминают тут 29 августа 1907 года. В этот день семья по обыкновению собралась за столом, все ждали только Николая Андреевича. Он задерживался, потому что обещал закончить свою новую оперу "Золотой петушок". И вот, дверь в столовую распахнулась, вошёл Римский-Корсаков, который сообщил, что опера завершена. Тогда Надежда Николаевна пригласила всех в гостиную, где великий композитор впервые исполнил своё произведение. По воспоминаниям "очевидцев", в тот день Николай Андреевич несколько раз играл оперу и отрывки из неё. Слушателями становились гости дома. К слову, "Золотой петушок" был последней оперой Римского-Корсакова.
Одну из стен в столовой украшают фотографии родителей Николая Андреевича. Брак этот был незаконным по меркам тех времён, поскольку супруги принадлежали к разным сословиям: Андрей Петрович – потомственный аристократ, Софья Васильевна - незаконнорожденная дочь орловского помещика. При этом у супругов была ещё и ощутимая разница в возрасте – целых 18 лет! Жили супруги в Тихвине, там у них родился сын, которого назвали, как бы странно это не звучало, Воин. И вот, когда первенцу исполнилось 22 года, мать узнала о том, что вновь беременна. Ей тогда было 42 года, а супругу – 60. Софью Васильевну сильно взволновала эта новость, а потом ей приснился сон, в котором ангел спустился с неба с зажжённой свечой, которую протянул ей. Женщина трактовала приснившееся как благословение на рождение малыша. И вот в марте 1844 года на свет появился будущий великий композитор.
Огромное количество фотографий и картин, рассказывающих о семье Римских-Корсаковых, о друзьях, коллегах, учениках Николая Андреевича, развешены в следующей за столовой комнате. Когда-то, насколько я понимаю, это помещение в доме имело функции детской, сейчас же это музейный зал, в котором нет мебели, только многочисленные витрины с фото. Наш экскурсовод очень подробно рассказывала нам практически о каждом снимке, но я, честно говоря, очень быстро запуталась в "персонажах" из жизни Римского- Корсакова.
Последняя комната в доме, которую нам показали, была самой печальной. Это место, где скончался Римский-Корсаков. Оказывается, что летом 1908 года Николай Андреевич ехал в Любенск поправлять здоровье, только вот ничего из этой затеи не вышло. Ему пришлось поволноваться за своего "Золотого петушка" – в Любенске композитор ожидал ответа из императорского театра по поводу постановки. Ответ пришёл. Николаю Андреевичу сообщили, что опера поставлена не будет. Тогда у него случился сердечный приступ.
Были в то лето у композитора и приятные волнения – свадьба его младшей дочери Надежды и любимого ученика Максимилиана Штейнберга. Венчались они 4 июня 1908 года в Крицкой церкви, которая находится недалеко от Любенска. Однако, поехать на церемонию Николай Андреевич не смог по состоянию здоровья, но когда молодожёны прибыли в усадьбу, встречал их, по традиции, обсыпая зерном.
А через несколько дней Римского-Корсакова не стало…
По воспоминаниям родных, 7 июня было душно, собиралась гроза. Николай Андреевич, по обыкновению одетый в белый люстриновый пиджак, опираясь на сына Михаила, прогулялся по парку, а потом долго сидел на улице и любовался закатом. Вечером композитор делал какие-то записи, а в два часа ночи ему стало плохо. Сделали укол, но это не помогло, тогда послали за доктором. Полтретьего ночи 8 июня Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался, а за окном в этот момент началась гроза и хлынул ливень.
Сейчас в комнате, где всё это произошло, хранится копия посмертной маски и тот самый белый люстриновый пиджак….
P.S. Каким-то печальным оказался финал у этой части моего отчёта о поездке в Плюсский район, обещаю, что в следующем блоге настолько грустного итога не будет!
Что же касается Вечаши и Любенска, то не могу оставить вас без полезной информации. Экскурсию по усадьбам можно заказать по телефонам 8-811-33 -2 -12-53 (Вечаша) и 8-811-33-2-15-53 (Любенск). Цены (думаю, что они не изменились), как всегда в псковских музеях, просто смешные: 20 рублей для детей, 40 – для студентов и 60 – для взрослых. Если же вы решили посмотреть обе усадьбы, что было бы логично, то стоимость просто умножайте на два. Кстати, для льготников посещение усадеб совершенно бесплатное.
А в следующей части я вас отведу в краеведческий музей, где обнаружились совершенно неожиданные предметы. Так что…
продолжение следует!
Лена Лешкина.