1
 

Вот тебе, силиконовая бабушка, и Зурабов день!

Международная архитектурная конференция открылась в Пскове, в конференц-зале ресторанно-гостиничного комплекса "Двор Подзноева", во Всемирный день архитектора 1 октября.

 

Приветствуя собравшихся, главный редактор журнала "Проект Балтия" Владимир Фролов рассказал, что встречается с псковским архитектурным сообществом уже во второй раз. Тема вчерашнего заседания была сформулирована так – "Историческая среда и современные объекты градостроительства: поиски гармоничных и эффективных путей развития древних городов в XXI веке". При этом ведущий конференции заранее договорился с её участниками считать современной архитектурой не всё подряд сегодняшнее строительство, а только такие сооружения, которые, действительно, являются новым словом в градостроительстве. Он также добавил, что обычно на подобных конференциях обсуждается только тот вред, которые новое строительство наносит исторически сложившемуся образу старинных городов, и призвал присутствующих поговорить также о том, чем это новое строительство может быть полезно для сохранения и выявления подлинного характера исторической застройки.
 

 

Первым перед участниками конференции выступил руководитель харьковского бюро "Дроздов и партнёры" Олег Дроздов. По его словам, в мире возобладала тенденция переписывать историю архитектуры в угоду охочему до развлечений обществу потребителей: "Такое впечатление, что наших бабушек выкапывают из могил, чтобы накачать их силиконом. Происходит завоевание микки-маусами целых исторических пространств".

 

Слайд из презентации Олега Дроздова.

 

"Дроздов и партнёры", подчеркнул докладчик, исповедуют иной подход: если имеется хорошее старое, то всё новое рядом с ним должно быть пассивным, но в то же время ни в коем случае не копировать старину, а разговаривать с горожанами на языке современности.

 

Дроздов и партнёры делают так.

 

В качестве примера Олег Дроздов показал проект реконструкции старинного пивоваренного завода на Подоле, который был "очищен" архитекторами от всех более поздних пристроек и превращён в комплекс выставочных пространств с открытыми и закрытыми патио для собрания скульптур одного известного киевского коллекционера.

 

Пивзавод.

 

При этом архитекторы постарались чередовать выставочные залы с зелёными зонами, как в музее под Копенгагеном, чтобы удлинить экскурсию и вызвать у посетителя "более глубокие переживания".

 

Залы и зелёные зоны чередуются в проекте Дроздова по такому принципу.

 

Для ещё более глубокого эмоционального воздействия на посетителей "Дроздов и партнёры" придумали не просто разбить на крыше этого выставочного комплекса, как это теперь стало модным, сад, а посадить там типично украинский огород – с подсолнухами и гарбузАми (которые могли бы стать "сырьём" для спроектированного заодно ресторана).
 

 

По мнению Олега Дроздова, при таких условиях, старое и новое вступают в диалог и происходит "передача духовных данных".

 

Дом-реципиент

 

Ещё одним удачным, как он считает, примером такой "передачи" стал спроектированный его архитектурным бюро новый жилой дом в Харькове, материалом для которого послужил разобранный по кирпичику старинный купеческий особняк-"донор". Восхищаясь качеством дореволюционного харьковского кирпича, архитекторы просчитали, на сколько его хватит, и создали соответствующего размера современный объём, который, как они полагают, обеспечивает перекличку эпох. При этом авторы этого проекта уверены, что им удалось не только сберечь доставшееся от предков, но и передать потомкам в "наименее изменённом виде".

 

Из зала последовал резонный вопрос: "Как это соотносится с темой нашей конференции, если речь идёт о современной архитектуре, которая не имеет ни исторического, ни национального подтекста, и даже торжествует за счёт разрушенных исторических сооружений?"

 

Не памятник и был.

 

Как выяснилось, старинный купеческий дом "не был памятником", а "Дроздов и партнёры" его не рушили. Это сделали другие люди. Но "диалог старого с новым", по словам вступившегося за коллегу Владимира Фролова, тем не менее, состоялся.
 

 

Тогда некоторые архитекторы стали допытываться у Олега Дроздова, как это харьковским архитекторам удаётся так лихо вписывать свои современные реплики в исторический контекст: "Разве у вас в Харкове нет градостроительных ограничений? Разве вам охрана памятников руки не выкручивает?". "Выкручивает", - как-то неубедительно заявил Дроздов, но не стал вдаваться в подробности.
 

 

Искусствовед Марина Игнатушко назвала свой доклад "Неустойчивая актуальность" и посвятила новейшей истории нижегородской архитектуры. Ярчайшим признаком современной нижегородской архитектуры, как выяснилось, является подвижничество нижегородских архитекторов в борьбе за городскую старину. Один из них даже отсидел недавно 15 суток за противодействие ОМОНу, когда в центре Нижнего Новгорода сносили старинный дом. Дом всё-таки снесли, потому что он тоже с некоторых пор перестал считаться "памятником", но нижегородская архитектурная общественность не желает с этим мириться и подала в суд, рассчитывая выиграть дело и таким образом отвоевать у городских властей ещё 80 внезапно вычеркнутых из охранного реестра исторических сооружений.

 

При этом все специалисты признают, что новейшая нижегородская архитектура, а точнее, архитектура 90-х годов прошлого века, создала шедевры, нисколько не уступающие памятникам далёкого прошлого. Даже так называемый "Золотой дом", построенный в Нижнем Новгороде аккурат в дефолт, радует глаз искусствоведа.

 

Золотой дом

 

Во-первых, совершенством форм, а во-вторых, качеством использованных строительных материалов. Понятно, что импортные строительные материалы во время его возведения настолько подорожали, что о них и не помышляли. Пришлось чуть ли не "на коленке" "изобретать" для нижегородского "Золотого дома", например, металлизированные панели местного производства. Панели получились настолько качественными, что и сегодня выглядят, как новенькие. В отличие от привозных, которыми в Нижнием Новгороде стали отделывать новостройки уже после дефолта.
 

 

Нижегородский Титаник

 

В Нижнем Новгород есть свой "Айсберг" с разными фасадами на все четыре стороны и свой "Титаник" – огромное здание банка, построенное одновременно и в стиле хай-тек, и в традиционной для этого города манере. Причём авторы этого "Титаника" ни в коем случае не подражали старине, а выдумывали её заново или, может быть, в их проекте она получила столь долгожданное развитие. Во всяком случае, искусствоведы уверяют, что это современное архитектурное сооружение наилучшим образом подчёркивает характер Нижнего Новгорода как города не просто старинного, но ещё и "чувственного".

 

Дом для поцелуев.

 

Один немецкий исследователь архитектуры, рассказывала Марина Игнатушко, недавно не удержался и от избытка этих самых чувств кинулся обнимать и целовать здание налоговой на улице Фрунзе. Вот так прямо ходил вокруг, обхватывал руками и лобызал штукатурку. Потому что для него это "настоящая русская архитектура", какой она должна была стать повсюду в России, если бы не утратила связи с прошлым и не принялась так бездумно копировать чужие образцы.
 

 

Нижегородская фата-моргана

 

Воюющие с ОМОНом за старину нижегородские архитекторы, действительно, очень деликатны с прошлым. Там, где невозможно сохранить малый объём, они строят призрачное здание "Фата-моргана", когда на старинную улицу выходит традиционный деревянный двухэтажный фасад, а за ним, в глубине двора, скрывается ступенчатый стеклянный небоскрёб.

 

Дом-пила

 

Там, где важно подчеркнуть  рисунок местности, они строят дом-"Пилу", вычерчивая его фасад строго по кривой линии отведённого под это здание участка. Сами нижегородцы удивляются, как такое было возможно всего несколько лет назад, и признают, что с теперешними заказчиками такие номера уже не проходят. 

 

Сегодняшняя градостроительная концепция в Нижнем Новгороде изменилась радикально, утверждает Марина Игнатушко. Новая городская власть "крепко сидит" в нижегородском кремле, мечтает очистить исторический центр от "гнилушек" и вдобавок возводит для себя "чудовищную стилизацию" – дворец губернатора.

 

Одна из лучших нижегородских новостроек.

 

Но нижегородские архитекторы до сих пор ежегодно составляют рейтинг самых удачных новостроек, и ухитряются даже в суперсовременных сооружениях сохранять дух старого города.
 

 

Хотя тучи над городом всё сгущаются и сгущаются. Например, 4 ноября с некоторых пор стало для нижегородцев "чёрным" днём календаря. Сначала Зураб Церетели им что-то эдакое к Дню единения и согласия отгрохал, а потом пошло-поехало: к каждому 4 ноября в городе повадились строить нечто "судьбоносное".  

 

Теперь нижегородские архитекторы уповают на Чемпионат мира по футболу 2018 года. Расчёт такой: раз Нижний Новгород вошёл в число городов, которым доверено принимать у себя это состязание, так, может быть, власти начнут относиться к его архитектурному облику чуть более бережно?

 

При этом нижегородцы завидуют пермякам, у которых каждое старинное здание детально описано и поставлено под охрану. В то время, как в Нижнем Новгороде, по словам Марины Игнатушко, охрану памятников возглавляет бывший лесозаготовитель. А губернатор считает, что его главная задача – не мешать строительству. "Ну грустно так", - подытожила Марина Игнатушко.

 

Чтоб узнать, "а как у них?", участники псковской конференции несколько часов дожидались девушек из Эстонии, которые должны были выступить с докладом "Случай Таллина". Аэт Адер и Тону Лайгу рассказали псковичам, как их архитектурное бюро под названием В210 находит "подходы к существующей городской среде". Юные архитекторы, например, придумали, как разместить в бывшем здании суда на острове Саремаа семидесятиметровый резервуар для тестирования и моделирования судов. А ещё выиграли в Раквере конкурс на реконструкцию района советских многоквартирных домов, и создали прямо на бывшей проезжей части рекреационную зону. Может, со временем, там и будет "город-сад", но сегодня у муниципалитета не хватает на это средств. Поэтому девушки из В210 решили создавать новую городскую зелёную зону при помощи самих жителей Раквере: пускай, мол, сажают там первое время кто что пожелает.

 

Напоследок участники конференции выслушали петербургского архитектора Алексея Левчука, который рассуждал о модернистских тактиках для исторических городов, а также сообщение начальника отдела генерального плана ОАО "Псковгражданпроект" Инны Смирновой "Современный генплан Пскова как инструмент интеграции новой архитектуры в историческую среду".

 

Кульминацией мероприятия стало торжественно зачитанное псковским архитектором Ларисой Нуколовой электронное письмо бывшего главного архитектора Пскова Станислава Битного. Он заочно поздравил коллег со Всемирным днём архитектора и с тем, что им небезралична судьба Пскова, о чём, по его словам, свидетельствует их бурное участие в недавнем обсуждении проекта реконструкции набережной реки Великой. Станислав Битный выразил горячую поддержку всем псковским архитекторам, которые сохраняют "способность отвечать на вызовы глобального устойчивого развития городов" и уверенность в том, что их цеховое содружество будет и впредь защищать общество от архитектурного непрофессионализма. "Судьба нашего славного города в наших руках!" – провозгласил он, и все собравшиеся в зале встретили эти словам аплодисментами.

 

Напомним, что сегодня в 13.00 в рамках Международной архитектурной конференции "Историческая среда и современные объекты градостроительства: поиски гармоничных и эффективных путей развития древних городов в XXI веке" в творческом пространстве "Балкон" торгового комплекса "Максимус" откроется выставка псковских архитектурных проектов, в том числе проекта реконструкции набережной реки Псковы. Эта выставка будет  работать до 16 октября ежедневно с 12:00 до 20:00. Вход свободный.

Ольга Миронович
Версия для печати


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...